Четверг, 25.04.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость
RSS
Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 27 » Хорошо ли для христианина много работать?
01:05
 

Хорошо ли для христианина много работать?

Хорошо ли для христианина много работать?

Андрей Рогозянский


Андрей Рогозянский ищет выход из замкнутого круга

Сизифов труд Сизифов труд На первый взгляд, да. В Раю Адам и Ева трудятся, хотя это особенный труд, не связанный с негативными переживаниями. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2, 15). После грехопадения труд становится уже чем-то вроде воспитательного средства: паши в поте лица и, как говорится, почувствуй разницу…

Даром человеку теперь ничего не даётся. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятья и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.

Указывают на психолого-этическую ценность труда — «труд облагораживает». В условиях, когда у человека нет необходимости трудиться, его скоро затягивают апатия и лень. Пример этического парадокса являет «трудолюбие». Хорошо не просто – трудиться, хорошо и правильно – любить труд. Вот он, образ человека как нравственного существа, обретающего удовлетворение в самой драме жизни, в самопреодолении.

В философии стоиков и в христианских аскетических практиках труд – это духовное средство. Вместе с молитвой он очищает душу и возвышает к истине, к Богу. «Возлюби труд, — учил преподобный Антоний Великий, — он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод».

Совсем иной образ мы находим в Новое время: труд как способ для человека доказать самодостаточность. В понятия о труде проникает порча, трудовой пафос перерастает в пафос утверждения своего «я», подчинения сил природы. В протестантской морали преуспеяния народы работают в интересах буржуазии, марксистская теория пускает огромные человеческие усилия в постройку идеологического колосса. Хорошо ли для христианина в данных условиях – много работать? Результаты работы отчуждены, падают в копилку отнюдь не богоугодного свойства. Прообраз этого уже был в истории: строительство Вавилонской башни.

Правильно ли много работать сегодня, во времена, когда мы уже не изобретаем perpetuum mobile и не возводим корчагинского светлого завтра? Работа – новое "наше всё", принцип наиболее простой и удобной организации во времени и пространстве. Удобной, но для кого и зачем?

Ежедневно, в течение длительного времени в моем дворе бабушка прогуливалась с внучкой. Ребеночек был совсем ещё крохой. Мама, знакомая мне молодая особа, появлялась редко. "Работает, нагрузка большая", – поясняла бабуля и как бы сочувственно вздыхала. За этим следовали сетования на дороговизну жизни, рассказы о хорошем месте бухгалтера в фирме и способностях дочери, из-за которых её ценит начальство.

С течением времени, пока малышка вставала на ноги и училась произносить фразы, в окнах квартиры засверкал пластик, а из мебельного фургона грузчики вынули и подняли наверх кухонный гарнитур и бытовую технику. Бабушка переменилась. На прогулках она выглядела экспертом, говорила чинно и в нос, как бы поневоле снисходя к коллегам по выгулочному цеху.

– Что-то тебя не видно, – бросил я однажды пробегающей мимо бухгалтерше, – прелестная у тебя дочка растет.

– Да, – отвечала она, – работы невпроворот, сижу вечерами.

– А чего делаешь? Коммунизм строишь? – подтрунил я.

– Нет, – рассмеялась она, не проникая впрочем в иронию, – Сейчас годовой отчет, а перед этим налоговая. В общем, голова идет кругом…

Эта сценка не идёт из моей памяти, когда я слышу о проблемах работы и заработка. В том числе и из уст людей православных. Моя мать, вероятно, перечеркнула себе жизнь, отказавшись идти на повышение и оставшись на скромной должности детсадовского воспитателя с 90 рублями. Зато на полдня…

Последнее – возможность проводить время дома – было аргументом и очень весомым. Подумать только, в наши дни это может вызвать ужас: половину времени в доме! Общение с детьми, уроки, домашние дела, уборка, готовка, посуда... Основное преимущество работы как раз в том, чтобы не приходилось думать ни о чём больше. Я на работе и – баста! Я делаю то же, что делают все остальные.

Думаете, отчего нам так сложно дается рождение детей? Откуда потом все проблемы со школой? А почему даже в морозный январь старые лыжи остаются задвинуты на глубину антресолей? И приходская жизнь отчего замирает с воскресным отпустом? Правильно. Все потому, что все упомянутые вещи крайне вредны и противопоказаны:

а) для работы;

б) для отдыха после нее.

Я не собираюсь преуменьшать ценность общественного труда и рисовать пасторали. Прекрасен порыв учёного и конструктора, исполнены благородства служения врача и учителя. Сам автор данных строк наверняка не сделал бы многого без профессионального увлечения, так что свеча в одиноком окне, бывает, не гаснет до утра. Однако, "работа" как феномен общественного сознания, как социологический маркер – это нечто особенное. Преимущественная самоидентификация по полу, профессии и служебному положению неоднократно отмечалась социологами. "Работа" есть центр и скрепа; место, через которое, как через символическую пуповину, современный человек прикрепляется к жизни, воспринимает действительность, обменивается с нею энергиями. "Работа" теснит дом, родных и друзей из числа жизненных приоритетов. От "работы" как от базовой категории современный человек исчисляет жизненные пропорции; вне отнесения себя к конкретной вакансии-должности он ощущает себя пораженным, дезориентированным, стоящим как бы вне существующего миропорядка.

На практике смещение акцентов выглядит так, что семья из провинции в поисках работы готова уехать в столицу, в перспективу, исполненную рисков, но не решает вопрос занятости на своей малой родине тем или иным способом, опираясь на обжитое место и налаженные связи. Нередки примеры, когда в семьях, не испытывающих материальных затруднений, женщина отправляется на работу, оправдывая это теми или другими причинами. Хотя настоящая причина проста: без работы не знаешь, что делать… У себя в доме, на своей территории наш современник оказывается неспособен как следует развернуться душой, ощутить себя в роли ответственного лица, творца и хозяина. Домашнюю роль не поставишь в один ряд со служебной. В доме я кто? Кухарка и поломойка? Забиватель гвоздей и сантехник? А там я – начальник отдела! Сравнения, как говорится, излишни…

Чем же чревато подобное положение и почему нельзя удовлетвориться тем, каким образом в настоящий момент решаются вопросы о заработке и занятости?

Первое неприемлемое – это, конечно, "самоидентификация через работу". Печально видеть, когда мирская табель о рангах переносится и на церковную реальность. Волей-неволей мы привыкаем к тому, что человек, приезжающий к храму на дорогой автомашине, считается более благополучным и состоявшимся, нежели многие. Волей-неволей в компании собратьев мы опускаем разговоры о вере и предпочитаем мирские темы, в которых важнейшую роль играют работа и приобретения.

Второе, что должно настораживать, касается роли "работы" как универсального заменителя остальных типов активности – активности церковной, духовно-аскетической, познавательной (интересует лишь то, что относится к специальным профессиональным типам знаний), педагогической (нет желания заниматься воспитанием и вообще уделять время детям), домостроительной, общенческой, мастеровой, помогающей (не хочется овладевать навыками, принимать участие в типах деятельности и поручениях вне рабочего «функционала»). Редко, когда человек думает о служении и деле жизни. Почувствовав вкус к карьере, православные, увы, перестали искать особых путей, а стали просто «ходить на работу», довольствуясь общим ощущением занятости и материальных возможностей.

Для Церкви было бы странно возражать против стремления к большему благополучию. В каждом примере замучишься объяснять: чем вредна для души замена изношенных "Жигулей" на новенькую иномарку. Пожалуй, в смене "Жигулей" нет ничего предосудительного, когда перед нами стоит четкое представление о христианской жизни, а жизнь в семье, церковной общине наполнена, развернута в разнообразных активности и взаимосвязях. Не возникает двух мнений, что считать главным, а что вспомогательным, второстепенным. Но поскольку образ христианской жизни размыт, а давление мира нарастает, стремление к заработку и приобретениям означает секуляризацию и откат к массовому мировосприятию.

Сумеем ли мы выйти из замкнутого круга заработка-потребления, придать слову «труд» внеэкономический смысл? Сумеет ли православная община отстоять собственное видение жизни, сохранить необщее выражение лица? Бесплодный сизифов труд по общему стереотипу, ради статусности, развлечения или утоления подступающего потребительского стресса вряд ли отвечает христианским принципам. Много трудиться для христианина – хорошо, но пусть труд этот будет многообразен. Ведь трудиться необходимо не только на рабочем месте, но и в семье, на приходе, в дружеских отношениях. Да и работа над собой – также труд и немалый.

Смотри также:

Священник Дионисий Каменщиков. Время выбора. Часть первая: кем быть?
Почему-то принято считать, что молодость – это время, когда человек может позволить себе совершать необдуманные поступки, вообще вести себя несерьезно и безответственно. Дескать, на то она и молодость, чтобы погулять да побездельничать. Вот пройдут годы, появится семья, заботы, там волей-неволей придется стать серьезным и занудным.
Протоиерей Валериан Кречетов. Когда труд — радость
В основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

2013-04-28
20:23
Марина Л:
Недавно была на общешкольном родительском собрании. Там нам озвучили, что с 2020 г. мы будем платить за обучение в школе. К этому времени лишь старший сын закончит школу, второй сын пойдет в 7 класс, а ребенок, которым я беременна сейчас - в первый класс. Так что, если я не буду работать или уйду с должности доцента воспитателем или нянечкой, мои дети будут неучами, т.к. папа у нас не олигарх, и живем мы не в Москве, к сожалению. А еще я очень люблю свою работу.

2013-04-25
22:25
Алексей:
Я статью понял так:

хорошо было бы, если бы помимо работы люди находили время участвовать в жизни Церкви, чтобы у них были разносторонние интересы помимо профессии, чтобы они проводили время с семьей и друзьями и так далее...

Но ведь это же и есть "пастораль"! Дело в том, что сегодня далеко не для всех профессий такой расклад возможен.

Автор рассуждает о бухгалтере. Но разве могут здесь быть полставки? Это же ответственная должность, это же офис и никуда при такой профессии особо не денешься. Наверное, только если профессию менять, наверное так...

Может быть, нужно по-другому ставить вопрос: не почему мы работаем много, а почему мы во время работы не находим времени для молитвы в той или иной ее форме?

2013-04-25
18:23
Ольга:
А я уже год как ушла с хорошо оплачиваемой должности и очень этому рада. Как в письмах Феофану Затворнику - со стороны как будто вольница....а что-то душит, давит...больше всего удивляешься как меняются люди, с которыми ты дружил все эти годы, но когда ты покидаешь должность, то некоторые бывшие друзья в лучшем случае тебя забывают....зато я теперь знаю своих настоящих друзей.

2013-04-25
05:30
Валерий65:
Не хлебом единым жив будет человек. Работы много, а работы нет, так можно охарактеризовать современное положение в сфере занятости. Потому, что нет служения. На самом деле, с акцента Бог мы делаем акцент на труд без благодати, т.е. без Бога. Второе делаем первым. Эта наша типичная ошибка. "Смирись и все дела пойдут правильно"- писал Брянчининов. Есть еще такая проблема, что мы можем быть над условиями и обстоятелствами, в данном случае над проблемами хлеба... Но нищета нас заставит все равно о нем думать, тогда невольно задумаешся о социальных условиях жизни общества и о том, как оно далеко не основано на христианских принципах...

2013-04-25
00:40
Лиза:
Да, полностью согласна. Я тоже состою на работе. К счастью, имею возможность планировать время и выделять на дом, семью, себя, но!!! Я бы по своему настоящему желанию вообще покинула работу и водила бы детей больше на секции, гуляла с ними, готовила еду даже, хоть и не люблю это делать. Задаюсь вопросом, что же мешает? Денег всегда мало. Это банальное сребролюбие и тщеславие, второе даже больше... С другой стороны, батюшка не благословляет оставлять работу. Может, это как то и для души хорошо, кто знает.

2013-04-24
14:32
Андрей:
Статья снова заставляет задуматься. Отсутствие приходской жизни в храме меня удивляет уже очень давно. А эта статья позволяет взглянуть на этот вопрос под новым углом.

2013-04-24
12:30
Ольга СПб:
Спасибо! Замечательная и нужная статья!
По работе я общаюсь со многими молодыми мамами и сердце кровью обливается, когда, почти каждая едва до полутора лет "сидит" с ребёнком дома. А дальше - в зависимости от материальной возможности - ясли или нанятая няня. Оправдание всегда одно: у меня хорошая работа, не хочу терять... Зато позже мы видим "потерянных" детей. По-разному потерянных, чаще с виду вполне благополучных...

2013-04-24
11:28
елена:
Прочитала недавно книгу Архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые Святые" (всем советую, т.к. мозг переворачивает основательно).Очень понравились слова слова настоятеляПсково-Печерской Лавры Гавриила о том , когда он был ближе всего к Богу. Он ответил,что бллиже всего к Богу он был тогда, когда ему за его жесткий нрав запретили служить и он выращивал картошку на огородике в глухой сибирской деревне.

Я это к тому,что работа для нас-это способ уйти от основных обязанностей^ вера, дом, семья, забота о ближнем, поддержание и сохранение мира, молитва. Такой наркотик "Я работаю-отстаньте".А наркотики -дело плохое.

2013-04-23
22:52
Ирина Т.:
Для Ирина:
Я тоже делала карьеру бухгалтера, были мечты о посте главбуха или даже фин.директора. Но постепенно я поняла, что в погоне за карьерой я теряю что-то важное. Может время, а может и себя. И в один прекрасный день я бросила всё, уволилась. Пришла в храм, подменяла дежурную, потом меня отправили в просфорню. Попутно мне предложили работу уборщицы на неполный день в частном стомат. кабинете в 5 метрах от храма. Я согласилась. И вот теперь я действительно счастлива. Есть время на молитву, на больных родителей, на физический труд. Доход у меня конечно уменьшился, но и этого вполне хватает. Многие не понимали как можно имея высшее образование уйти с такой должности и стать обычным трудягой: месить тесто да полы мыть. Всё просто - теперь я тружусь для Бога и Церкви, а не ради удовлетворения финансовых или материальных нужд. И вот теперь пришло душевное спокойствие, которого так не хватало мне раньше.

2013-04-23
18:38
Марина:
Не согласна с автором в том, что меньше мы сможем работать, если только захотим. "Давление мира" как раз в том и проявляется, что при всем желании, мы не сможем работать меньше. Зайдите в любое учебное заведение в 17,18,19 часов вечера и вы увидите толпы студентов и преподавателей. С 9.00 и до самого позднего вечера идет беспрерывный процесс обучения. А дома еще надо быстро отдохнуть и садиться работать за компьютер.Так как в учебных заведениях бесконечный поток мероприятий, в которых не только надо учавствовать,но и организовать их и ещё отчитываться. За один только вечер сегодня мне нужно оценить около 20 штук студ.научных проектов. С огромным сожалением смотрю на наших молодых преподавателей(мужчин и женщин)им уже около 30 лет, но никакой личной жизни, развлечений, мыслей о создании семьи у них нет, только работа, которая отнимает все силы и время. Страшные времена пришли, в своей борьбе с Богом, бесы придумали "бумаготворчество", оно то и погубит человека. Вспоминаю счастливые времена 80-х, 90-х годов, тогда я могла успешно работать и при этом создать семью, заниматься ребенком, работая на полставки. Сейчас даже при всем желании, я не смогу работать, так как раньше, потому, что руководству надо, чтобы я находилась на работе от 8 до 12 часов. И такая обстановка на работе во всех сферах деятельности, или почти во всех. Это вам не СССР, у нас сейчас в стране рабский труд.

2013-04-23
17:13
Василий:
Работа - это, в первую очередь, средство выживания в этом мире. Если ты не найдешь хорошую работу, у тебя не будет средств к существованию. И на что ты тогда будешь содержать семью?

2013-04-23
15:59
Снежана:
И мне не хватает духу. И не хватит. Я одна воспитываю детей. И мне нужно заработать и на жилье, и на кредит за машину, и на секцию, и на новый рюкзак. Пытаюсь понять почему так? Почему везде деньги и все за деньги? Хочу закончить свою карьеру. Уехать в деревню и завести хозяйство. Страшно и духу не хватает. Опять же страшно, что денег не будет. Не средств к существованию, а вот этих бумажных денег. Замкнутый круг. И одна точно не справлюсь. Стараюсь молиться и довериться Богу. Сказал же Он, что ни один волос не упадет без Его воли...

2013-04-23
13:57
Серега:
Слова, слова, слова... А что от красивых слов останется при столкновении с конкретной реальностью? "В каждом примере замучишься объяснять: чем вредна для души замена изношенных "Жигулей" на новенькую иномарку." Известно чем, но прилагая подобные красивые общие слова к другим конкретным людям -- окажемся глубоко неправы. Мы помним слова, адресованые Марфе, но там речь не шла о физическом выживании данных конкретных людей в ближайшее время. Однако: не по нашему климату обзаводиться детьми и растить их под открытым небом -- погибнут все в ближайшую зиму. А сколько жилище стоит (хоть минимальное)? 100-200 месячных зарплат молодой семьи... Вот и "пашут беспробудно" и не отвлекаясь (если способны) оба молодых супруга, а заодно и родители -- деваться не куда, когда хрущевской "двушке" аж 3 семьи и по утрам очередь в туалет с типичными для очереди страстями. У меня так язык не повернется говорить о вреде труда, когда он направлен на преодоление совершенно реальной трудности. А роскошь... "А я не зарабатываю слишком много и все хорошо: дочка выросла учится на бухгалтера, мне небольшой зарплаты и так хватает!" -- сказала мне одна православная очень верующая женщина. Слава Богу, что хорошо. А был бы сын, захотел бы он учиться на летчика: 150 часов летной практики по 15 т.р. в час, кроме прочего -- плати из своего кармана. Хватит ли 8000 руб в месяц? Нужно ли много трудиться? Роскошь??? Вопросы, вопросы, слова, слова... С ответами сложнее.

2013-04-23
13:48
http-observer:
Хороший человек не профессия! Таков лейтмотив в современном обществе. Как говорится: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Только, что делать человеку, если его слава не дотягивает до иной...

2013-04-23
12:55
Ирина:
Замечательная статья! Это именно то, что меня сейчас мучает - работа отнимает столько времени и сил, что их уже не хватает на семью, дом, молитву, чтение, на мои любимые рукодельные занятия. Я долго и упорно стремилась сделать карьеру и, в целом, многого добилась - нтересная работа, неплохая должность с приличной зарплатой в крупной компании, уважение коллег и подчиненных. А теперь думаю - зачем мне все это?! На такой должности сложно жить по заповедям и в ладу с собой, страсти и противоречия разрывают и мучают меня. А, может, мне было бы лучше мыть полы в ближайшей церкви или быть сестрой милосердия в больнице? Но пока не хватает духу сделать этот шаг...

Просмотров: 418 | Добавил: hadhappole | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz